Обзор игры Motorsport Manager. Советы новичкам Motorsport manager пилоты

Счастливая (или не очень) случайность заставила меня приобрести «Motorsport manager» - бонусный код на скидку аж в 50% на steam"е. Видимо, разработчики посчитали, что покупатели «Football Manager 2017» - все поголовно фанаты и автогонок.
Ну да ладно, код использовал, игру приобрёл. Сразу же в начале карьеры игра встречает нас обширным и детальным обучением. Учитывая, что тема автогонок мне чужда - обучение было встречено с радостью и внимательно изучено. Таким образом в суть управления своей гоночной командой вникаешь минут за 20. При этом тебе популярно разжёвывают все аспекты твоей работы.
Когда уже всё видел и знаешь, обучение ненавязчиво оставляет тебя одного, управлять судьбой ввереной тебе команды. В зависимости от выбранной команды игра может показаться сложной (как в моём случае с командой Archer BRM) так и не очень, если же вы взяли лидера чемпионата.

После первых нескольких гонок сразу же строишь планы:«Сейчас я разработаю новые хорошие детали, выработаю тактику гонок в соответствии с возможностями своих болидов и дальше пойдёт как по маслу». И вроде бы всё так и происходит, да как-то не особо. Анонсированные разработчиками возможности по тактике гонок есть, как и разработка деталей для улучшения болидов. Даже штаб-квартира и развитие инфраструктуры есть. Вот только маловато как-то функций для этого всего счастья.

Но, пойдём по порядку. Первое, с чем стыкаешься - гонка, подготовка к ней и указания гонщикам. Первые разы тренировочные заезды и отработка настроек машины (в которых мы управляем тремя показателями - прижимная сила, управляемость и скоростные режимы - ускорение или скорость на прямой) радует и кажется, что вот сейчас ты отладишь болид и даже на не самом лучшем автомобиле сможешь занять достойное место. В следующей гонке думаешь:«Ну вот-вот, теперь-то точно получится» и снова двигаешь рычажки то в одну, то в другую сторону. Но спустя полсезона становится понятно, что если у этих настроек эффект на гонку и есть - то не слишком большой. По крайней мере мне уже через 5-6 гонок надоело играться с настройками и я начал использовать автоматический режим тренировки. Тем более, что не смотря на найм хороших механиков и гонщиков допустимые пределы настройки - очень широкие. И даже лучшие механики не уменьшают эту зону для более точного определения нужной настройки болида.

В самой гонке функций тоже мало. Можно выставить режимы использования топлива и покрышек, при более агрессивных режимах гонщик старается идти на обгон используя автомобиль по максимуму, на аккуратных - щадит машину в ущерб результатам. Весьма реалистично изнашивается двигатель при агрессивном использовании топлива и максимальном обгоне. На пит-стопах можно заменить шину, добавить топлива или отремонтировать поврежденные запчасти. В идеале, это поможет вашему гонщику добавить скорости на трассе. Но на практике АИ приходит на финиш первым с минимум пит-стопов, на изношенных покрышках и с дымящимся движком, а твой чудо-гонщик с отремонтированными деталями и новыми покрышками не может его обогнать, хотя идёт впритык. А могут вообще перед самым финишом откатиться на несколько позиций. У меня был такой казус на трассе - износился двигатель, уже был в красной зоне с показателем 17%, целый круг я следил за износом, чтобы при еще большем падении прочности пойти на ремонт, но вдруг, прямо с 17% мой болид сходит с трассы с поломкой. Хотя до этого падение было пропорциональным.

Так что функции управления гонкой и болидом есть, но их критически мало. Отрегулировать 3 настройки болида, дать два указания на гонку, и провести 2-3 своевременных или не очень пит-стопа. Вот и все возможности повлиять на гонку. Так что при слабых болидах и гонщиках - особых результатов не ждите. Хотя, забегая на перед, каким-то чудом я умудрился спустя три сезона выиграть Европейскую лигу командой, с 8-ыми по мощности болидами. Фанаты того же FM, в котором можно детально управлять поведением каждого игрока на поле, будут крайне разочарованы.

Вторым делом игрок пойдёт улучшать болид. Здесь тоже всё весьма интересно, сначала можно создать среднюю деталь с одной новой запчастью. Это может быть улучшение прочности, мощности детали или дополнительные ништяки от механиков, иногда даже с риском нарушения правил. Создал среднюю деталь - можешь создать хорошую, после неё отличную, потом легендарную, а после вообще эпическую деталь. Тут уже раздолье побольше, если бы не пара «но». Каждая деталь создаётся с возможным максимальным пределом улучшения (то есть мощность можно будет еще улучшить), не на максимальном уровне прочности (что само по себе странно - деталь ведь новая). И самое главное и моё любимое «но» - наработки механиков и деталей в конце сезона сгорают. Просто сгорают, как нерадивый турист на жарком солнце Турции.

Этот момент хотелось бы рассмотреть детальнее. В течении сезона можно создавать детали для болида, улучшать его, строить планы на следующий сезон, а потом остаться ни с чем. По крайней мере так было у меня. И ладно бы еще оправдать это тем, что в начале каждого сезона мы строим новое шасси для болида и старые запчасти туда не подходят. Но ведь наработки тоже сгорают. То есть механик, который в прошлом сезоне создал нам эпическую деталь, в новом сезоне должен начинать всё заново - средняя, хорошая, отличная… и так далее, а это ведь занимает целую кучу времени. И в каждом сезоне та же ерунда. В итоге всё желание играть пропадает из-за одного этого косяка.

Наём персонала очень похож на FM - вы ищете гонщиков в списке, отправляете своего сотрудника для изучения и спустя пару недель у вас есть отчёт обо всех качествах гонщика. Так же и с механиками - только их изучать не нужно, все параметры известны сразу. Всего возможного персонала 3 - главный конструктор и два гоночных механика. Скаута поменять нельзя, других должностей в принципе нет. Среди гонщиков попадаются настоящие бриллианты, особенно если улучшать штаб в этом ключе - иногда можно найти 16-летнего гонщика, который с навыками круче многих 30-летних. Интересно, как их допускают на трек и есть ли у них права?

Самый широкий выбор в развитии штаба. Здесь целый спектр улучшаемых построек, которые отвечают за разные сферы - за возможность создания отличных и выше деталей, за еженедельную прокачку навыков у гонщиков, за улучшение прибыли, за количество доступных для найма гонщиков и персонала и прочие. Только стоят они очень дорого, для многих команд придётся весь сезон экономить на деталях, чтобы построить 1-2 новых здания. Да и польза от них небольшая, если разобраться.

Финансы можно получить в первую очередь от спонсоров, которых мы выбираем сами в зависимости от рыночной стоимости команды и гонщиков. Чем она выше - тем лучшие спонсоры вам будут предлагать контракты. В зависимости от условий они будут платить разные суммы за каждую гонку. Так же за гонку вам будет давать определенную сумму председатель. Иногда будут всякие дилеммы, в которых вам придётся или потратиться, или получить некую сумму. В конце сезона еще платят призовые и сумму на новый болид следующего сезона. Всё, продавать пилотов нельзя, а за их увольнение придётся заплатить кругленькую сумму. Так что с выбором вашего персонала будьте осторожны.

Собственно, это все доступные вам функции по управлению командой. Как видите, их в разы меньше, чем в FM, а многие из функций напрямую перекочевали сюда от своего футбольного коллеги. Графика тоже досталась по наследству от «старшего брата». Просто уже не футболисты бегают, а болиды ездят. Финансы зарабатывать стало сложнее, уже нельзя просто продать своего лучшего футболиста/гонщика и срубить сумму, ощутимые вливания дают только спонсоры, а вот затраты растут постоянно. Так что хочешь занимать хорошие места - будь готов хорошо потратиться. Так же меня лично расстроил тот факт, что при выбывании из гонки обоих гонщиков - гонка не заканчивается и результаты не считаются автоматически. Разбились в начале гонки оба болида - сиди и жди пока остальные закончат. Зато можно пойти чаю попить.

Как итог - продукт весьма любопытный и перспективный, но на данный момент очень и очень сырой. Функций по управлению - мало, они не слишком значительны. Персонала - тоже мало. Гонщики хотят зарплату в половину бюджета. А разработка новых деталей с нуля каждый сезон, даже если у вас самый лучший механик - вообще главный недочёт игры.
Бывают и разные баги, к примеру, в начале нового сезона мой болид с шасси за 30 миллионов баксов с 2-3 звёздами из 5 возможных в каждой сфере был последним по мощности в статистике, а когда я в том же сезоне перешёл в команду с 2-ми по мощности болидами, у них оказалось шасси с… 1,5 звёздами. Но эти болиды были в разы мощнее. В чём логика - я так и не понял.

Так что, если вы разбираетесь в автомобилях, любите гонки Формулы и являетесь фанатами разнообразных менеджеров - тогда «welcome». Но будьте готовы к тому, что однообразный игровой процесс надоест уже к концу первого сезона. Всем остальным же советую не спешить с покупкой и подождать пока Sega не отработает свой продукт до уровня наследника Football Manager.

Итак, вы решили стать менеджером

Настройки карьеры


Включить обучение
Рекомендую всем, кто первый раз играет в Моторспорт менеджер, так как в обучении подробно разбираются все основные моменты по управлению командой и проведению заезда.
Длина гонки
От этого будет зависеть игровое время, которое нужно потратить на прохождение игры, а также сложность каждого заезда.
Короткие гонки (12-20 кругов) в основном зависят от качества болида и навыков пилота. Скорее всего, получится уложиться в один пит-стоп, а значит, меньше внимания нужно будет уделять подбору покрышек на сессию и планированию расхода топлива. Среднее время на прохождение одной гонки максимальном ускорении времени 10-15 минут. Это самый легкий вариант для управления.
Длинные заезды (50-60 кругов) сильно зависят от выбора резины, баланса топлива и потребуют очень точного планирования пит-стопов. Время на гонку более получаса. Это самый сложный вариант.
Средние заезды (30-40 кругов) составляют золотую середину между первыми двумя. Для первого прохождения я рекомендую выбрать этот вариант.
Наконец, выберите валюту и формат даты по вкусу и включите авто-сохранение.

Создание менеджера


На этом экране настраиваете и заполняете все как вам нравится, все-таки это ваш аватар. Единственное, на что стоит обратить внимание – это выбор биографии. Самый мощный перк – финансист, даст вам скидку на ВСЕ 5%, это может сэкономить от 3 млн. долларов за сезон, что даст некоторое преимущество. Остальные варианты практически не влияют на карьеру, так что можете выбрать любой.

Выбор дивизиона


В игре присутствуют три дивизиона: Чемпионат мира (Ф1), Азиатско-тихоокеанский кубок и Европейская лига. Они отличаются правилами и расходами на команду. Если команда займет первое место в сезоне, она сможет перейти в более высокий дивизион, поэтому наиболее интересный вариант начать с Европейской лиги и пройти весь путь до Формулы-1, врууум?.

Выбор команды


В патче 1.3 добавили возможность создать команду по своему вкусу. Или можно выбрать любую из существующих. Команды отличаются дивизионом, в котором они выступают, а также финансами, подготовкой базы, пилотами и так далее. Но все этого меняется и прокачивается со временем, так что выбирайте команду с красивыми цветами или выступайте за любимую страну. За слабые команды играть сложнее, но не невозможно.

Управление командой

Ваша основная задача, как менеджера, это постоянное улучшение болида, подбор правильного персонала, развитие домашней базы и соблюдение положительного финансового баланса.

Управление персоналом

Ваша команда состоит из вас (генерального менеджера), главного инженера, двух основных пилотов, одного запасного пилота и двух главных механиков.

Характеристики
Все персонажи имеют характеристики с показателями от 0 до 20. Каждый параметр влияет на эффективность определенного навыка, чем больше, тем лучше. Старайтесь подбирать персонал так, чтобы их характеристики были примерно на одном уровне. Будет совсем не хорошо, если ваш пилот будет совершать отличные обгоны с навыком = 12, и будет сжигать в дым покрышки из-за навыка плавность = 4. Чтобы получить подсказку по навыку, наведите курсор на его название, в попапе будет подробно описано, на что он влияет.
Звезды
У каждого персонажа присутствует оценка в звездах от 1 до 5, которые начисляются от совокупности всех характеристик, то есть персонаж со всеми характеристиками 20 будет иметь 5 звезд. Если звезды не закрашены, то это означает потенциал, до которого может развиться персонаж.
Развитие
Пилоты развиваются после успешных заездов, остальные члены команды развиваются за счет здания «Отдел управления персоналом». После достижения определенного возраста персонаж может начать стареть, тогда его навыки будут понижаться с течением времени.
Вы можете сравнить двух персонажей, нажав на кнопку «сравнение». Чтобы получить подсказку по развитию навыка, наведите курсор на шкалу навыка, вы увидите его прирост.


Для успешного выступления в чемпионате вам понадобится сильный основной пилот и средний второй пилот. Запасной пилот практически не будет использоваться, если у вас проблемы с финансами, лучше его сразу уволить.

При выборе пилота обратите внимание на следующие навыки:
Обмен информацией – улучшает подсказки по настройке болида, быстрее набирается опыт работы с покрышками и трассой.
Плавность – персонажи с низким навыком быстрее сжигают покрышки, навык меньше 10 будет создавать существенные проблемы при прохождении трассы.

У пилотов есть трейты (в русском переводе тоже «характеристики»). Они бывают постоянными и временными. Трейты могут меняться с течением времени и возникать в результате различных игровых событий.
Интересный и полезный трейт – пилот-спонсор. Данный пилот будет платить вам деньги после каждой гонки. Кол-во денег зависит от дивизиона, в котором выступает ваша команда, и будет большим в высших дивизионах.

Рыночная ценность пилота будет влиять на привлекательность вашей команды для спонсоров.

Боевой дух влияет на успешность выступления пилота. Несчастные пилоты с большей вероятностью захотят покинуть команду. Кроме того, очень низкий показатель морали может дать пилоту перк «неуправляемый». Он перестанет слушать ваши команды на треке и будет по своему разумению менять режимы болида на трассе и заезжать на пит. Зато в игре есть ачивка победить в гонке с неуправляемым пилотом.

Также будьте осторожны, нанимая двух одинаковых по силе пилотов. Если их победы будут чередоваться в течение сезона, то они могут стать «соперниками», что в конечном итоге сильно понизит их мораль и скорее всего один из них захочет покинуть вашу команду.

Механики


В основном навыки механика влияют на скорость прохождения пит-стопа, а также вероятность ошибки на нем. Еще механики имеют два перка, которые включаются при достижении хорошего взаимопонимания с пилотами.
Также два навыка механиков будут влиять на скорость улучшения и ремонта запчастей. Поэтому в вашей команде должен быть один механик с высоким навыком «Надежность» и один с высоким навыком «Характеристики».

Конструктор

Выбор инженера сильно влияет на разработку новых деталей, чтобы лучше понять эту тему, внимательно изучите соответствующий раздел руководства.

Главный конструктор обладает параметрами на каждую из 6 базовых деталей болида. Эти параметры добавляются к базовому параметру детали, который был в начале сезона. То есть разница при создании деталей между самым донным 0.5 звездным выпускником ПТУ и 5 звездным инженером из НАСА будет в среднем 18 единиц эффективности в течение одного сезона. Предполагается, что навык конструктора должен быть удвоен, но на данный момент (патч 1.3) этого не происходит.

Основной профит от конструктора - это его знания специальных Компонентов, которые могут быть использованы при создании детали.

  • Такие Компоненты не требуют при создании дополнительно денег и времени.
  • Они позволяют создавать детали более высокого уровня, который нельзя достигнуть, не построив соответствующие исследовательские здания.
  • В свою очередь более высокие уровни Компонентов открывают дополнительные Ячейки детали, что позволяет в дальнейшем заполнять их Компонентами для достижения максимального эффекта.

Советы по конструктору:

  • Навык (звезды) конструктора слишком переоценены. Если у вас проблемы с финансами, конструктор должен быть уволен следующим после резервного пилота. Лучше наймите за 50к конструктора со знанием Специальных компонентов, чем платите 500к топовому конструктору, ведь даже самый первый базовый компонент Среднего уровня добавляет 15-20 единиц эффективности к детали, то есть на уровне навыка топового инженера.
  • Набор Базовых компонентов детали генерируется случайно в начале сезона для всех уровней качества и не меняется при смене конструктора, меняются только специальные Конструкторские компоненты.
  • Ищите инженера со знанием компонентов от Высокого уровня и дальше, так как Средние и Хорошие детали создаются без постройки дополнительных зданий.
  • Не берите инженера со знанием Компонентов, которые работают только в особых условиях (например В квалификации или с Промежуточными покрышками). Это не только ограничивает потенциал параметров детали в текущем сезоне, но также эти параметры НЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ в следующий сезон. То есть компонент "+60 в Квалификации" просто исчезнет у базовой детали нового сезона.
  • Особенно эффективные Компоненты конструктора на мой взгляд:
    = -1 к Риску
    = Создает две детали без затрат времени и денег
    = Дополнительный легендарный компонент
    = +Х% надежности за каждый день производства
    = Макс. характеристики мгновенное улучшение
  • Созданные с использованием специальных Компонентов детали отмечены зеленым значком (+). Если вы уволите инженера или закончится его контракт, эти детали станут недоступны для установки и не перейдут в новый сезон.

Подбор персонала, заключение контрактов и изучение пилотов

С течением времени и продвижением в высшие дивизионы (если все идет хорошо), вам потребуется нанимать все более сильную команду.

Для этого откройте вкладку "Поиск талантов", выберите из списка кого-то, кто вам подходит. Вы можете воспользоваться различными фильтрами при поиске.

Когда вы откроете страницу персонажа, под его портретом будет кнопка "Вступить в переговоры". Возможно, персонажи не захотят иметь с вами дел, если вы выступаете в нижних дивизионах или по другим причинам. Кроме того, зарплаты составляют весомую долю ваших расходов, поэтому не старайтесь сразу нанять самых лучших, ориентируйтесь на бюджет и ваши цели в сезоне.

Если вы готовитесь перейти в более высокий дивизион, то заключайте средний или длительный контракт, так как чем выше дивизион, тем больше зарплатные ожидания ваших подчиненных, а условия действующего контракта не поменяются до его окончания. Кроме того, при продлении контракта, если ваша команда отлично выступает, вы можете уменьшить зарплату и бонусы, так как все хотят быть среди победителей и готовы кое чем пожертвовать.

Здание "Отдел поиска пилотов" после постройки "открывает" в списке новых пилотов, которых иначе нельзя "увидеть". Каждый уровень открывает еще больше пилотов. Инженеры и механики всегда доступны и это здание на них не влияет.

При заключении контракта нужно сделать предложение, которое устроит персонажа. Обратите внимание на подсказки, это поможет сориентироваться в том, чего предложить больше, а чего меньше. Если у персонажа уже есть действующий контракт с другой командой, нужно будет выплатить неустойку за досрочное расторжение, зато вы можете посмотреть все действующие условия и ориентироваться на них. Когда заполните все параметры предложения, отправьте его и подождите ответ.

Через несколько дней вы получите письмо.
Согласие
Все части условия устраивают кандидата, нажмите подписать, чтобы нанять его. Имейте ввиду, что места в вашей команде ограниченны, так что вам придется кого-то выгнать, чтобы освободить позицию (если контракт с предыдущим сотрудником не истек, вы выплатите компенсации за досрочное расторжение).
Желание продолжить переговоры
Что-то в вашем предложении не устроило кандидата. Увеличьте предложение по тем параметрам, которые вызвали недовольство или отмените переговоры.
Обида
Если вы предложили слишком мало, уровень терпения персонажа заполнится красным, если он заполнен полностью, то вы не сможете некоторое время вести переговоры, пока он не успокоится. У разных людей разные уровни терпения. Обратите на это внимание при предложении контракта.

Старайтесь вести поиск персонала в межсезонье, тогда у вас будет больше времени на переговоры. Лучше дождаться окончания действия контракта, чем платить большую неустойку за расторжение.

Продлевайте контракты до последней гонки сезона, если вы меняете дивизион, так как сразу после нее вы получите письмо с предложением о повышении. Если вы его примите до продления контракта, то ваш персонал может попросить прибавку к зарплате.

Новых сотрудников ищите после смены дивизиона, так как лучшие кадры просто откажутся выступать за команду в нижних дивизионах.

Большинство пилотов на старте будут вам неизвестны. Вы сможете увидеть их характеристики только приблизительно и не сможете узнать их перки. Чтобы увидеть полную информацию о пилоте нажмите на кнопку "Изучить пилота". По прошествии некоторого времени вы получите письмо и сможете просмотреть всю информацию. Добавляйте в "избранное" пилотов с хорошими характеристиками и трейтами, чтобы не потерять их.

Кол-во пилотов, которых вы можете изучать одновременно зависит от уровня здания "Отдел поиска пилотов". Кроме того, улучшение здания откроет новых пилотов в списке, которых иначе просто нельзя увидеть.

Не забывайте ставить в очередь на изучение пилотов, пока не откроете всех, чтобы у вас были все возможности для найма лучших персонажей. Начните с изучения всех пилотов возраста 16-22, так как они не будут заканчивать свою карьеру в ближайшее время и в течение нескольких сезонов могут сильно нарастить свои навыки. Сначала изучите всех свободных пилотов, потом всех лучших пилотов текущего сезона. Смотрите на дату окончания контракта, возможно пилот скоро "освободится".

Отмечайте в избранное всех пилотов с навыком "спонсор", так как это может пригодиться командам с небольшим бюджетом.

Разработка деталей

Постоянное улучшение деталей - это путь к успеху. Напротив, если вы не будете улучшать свой болид в течение сезона, вы начнете проигрывать гонки, получать меньше денег и в конце концов вас с позором уволят.
Кроме того, две лучшие детали сезона по показателю эффективности переходят в следующий сезон как базовые, так что очень важно к концу года иметь две детали улучшенные до максимума.

На экране разработки болида вы видите, какие детали доступны для изготовления. В зависимости от правил сезона некоторые детали могут быть "особыми", они одинаковые для всех команд и их нельзя улучшить.

Старайтесь соблюдать баланс и улучшать все детали последовательно, сначала все до среднего уровня, потом до хорошего и так далее. Также обратите внимание на сводную таблицу характеристик болида. Тут вы увидите, насколько каждая из ваших деталей соотносится с другими командами.

На экране создания детали вы увидите доступные уровни развития. Все команды в начале сезона начинают со среднего уровня. Выберите один из доступных компонентов и после изготовления детали откроется его следующий уровень. Для того, чтобы создавать детали выше хорошего уровня, вам понадобится соответствующее здание на базе или навык инженера. За выбор компонента каждого следующего уровня (заполнения ячейки) вы заплатите добавочную стоимость и увеличите время изготовления детали. Можно одновременно выбрать две ячейки предыдущего уровня, если открыт следующий, но тогда вы не изучите новый уровень компонента. Например, если у вас открыт средний и хороший уровень детали, вы можете выбрать две ячейки среднего уровня, но после создания детали не откроется отличный уровень.

На каждом уровне детали вы можете выбрать из трех базовых компонентов (для того, чтобы выбирать выше хорошего уровня, вам нужно соответствующее здание) и один выбор возможен в зависимости от знаний вашего инженера, но имейте ввиду, если вы его уволите, он заберет все детали, которые были созданы с использованием его специальных знаний.
С другой стороны, знания инженера позволят вам создавать детали отличного и выше уровня, даже если у вас еще не построены нужны здания на базе, и выбор компонентов инженера не добавляет времени и стоимости к детали.

Бонусы при выборе компонента

Каждый компонент, который вы выберите при создании детали, будет давать определенные бонусы или штрафы.
Рассмотрим для примера создание новых тормозов.
У всех деталей есть базовый потенциал эффективности, который будет составлять значение вашей стартовой детали и не поменяется до конца сезона. Есть текущий и максимальный показатель, чтобы достичь максимального показателя деталь нужно будет улучшать.
Для примера возьмем деталь 100/110. То есть на выходе мы получим деталь с параметрами 100, и возможностью улучшать ее до 110.
Ваш главный инженер добавит свой навык данной детали х2, например, если знания тормозов у нашего инженера 10, то мы получим прибавку к базовым параметрам 20, то есть деталь уже будет 120/130.

  • Улучшение параметра эффективности добавится к базовому параметру и его максимальному значению.
    Например +20 создаст деталь 140/150 = (120/130 база + 20)
  • Улучшение максимального параметра эффективности добавится к только к максимальному значению.
    Например +20 к макс создаст деталь 120/150 = (120/130 база + 20)
  • Надежность увеличит базовую надежность детали сразу после создания. По умолчанию надежность детали 40%. То есть +20 к надежности создаст деталь с надежностью 60%. Так вы сможете быстрее начать ее эксплуатацию. Иначе сперва вам придется повышать ее надежность.
  • Красная зона влияет на возможность отказа запчасти в гонке, что приведет к сходу машины с трассы. Например деталь с параметрами красной зоны 20% и надежностью 40%. Во время гонки надежность детали будет понижаться с течением времени и в агрессивных режимах двигателя. После снижения надежности на 40%, деталь будет в красной зоне, то есть сможет выйти из строя в любой момент после этой отметки.
  • Время изготовления уменьшит или увеличит срок поставки запчасти.
  • Риск - это вероятность нарушения правил. Чем выше риск, тем выше шанс, что после гонки на вас наложат штраф (это обычно около 100 тыс $ и -2 места), кроме того эту деталь у вас отнимут и вы не сможете ее использовать. Если деталь не нашли, то в следующем сезоне (если ее параметр максимальный) она станет базовой и риск полностью исчезнет.
  • Также возможно вы увидите параметр "Для... (квалификации, гонки)" - параметр будет прибавлен ТОЛЬКО на этом этапе. "Для... шин" - параметр будет прибавлен ТОЛЬКО для определенного типа шин. Если деталь станет базовой в новом сезоне, параметры для исчезнут, то есть не будут перенесены.

Стратегия создания запчастей


Если у вас нет зданий для создания запчастей высоких уровней, попробуйте нанять инженера со знаниями компонентов. Идеально, чтобы у инженера были знания всех компонентов выше хорошего.

В начале сезона выбирайте компоненты, которые увеличивают базовый показатель эффективности, затем процент надежности и потом прибавку к максимуму эффективности, так как чтобы достичь максимальной эффективности и надежности запчасть нужно нужно улучшить, а на это редко будет время.

К концу сезона сконцентрируйтесь на максимальных показателях эффективности в ущерб надежности, так как максимальные достигнутые показатели будут перенесены в следующий сезон. Но не забудьте, что перенесены будут только показатели, которых вы реально достигните за счет улучшения детали. То есть деталь 110/130, будет в новом сезоне как база 110, а если ее улучшить до 130/130, как 130.

При переносе в новый сезон рисковые запчасти перестанут быть рисковыми, так что в конце сезона можно выбрать все рисковые компоненты, они обычно дают очень хорошие прибавки. Но не ставьте эти детали в гонку, если их найдут, то заберут и в новом сезоне их не будет.

Показатели, которые НЕ переходят в новый сезон

Максимальные показатели, до которых запчасти не были улучшены
Надежность (она падает в начале сезона у всех запчастей до 30-40%)
Компоненты с условиями (для квалификации, для шин)
Красная зона (всегда будет 20% в новом сезоне)
Риски

При смене лиги на более высокую вы также получите совершенно новые запчасти, так что если вы планируете повышение, можете сэкономить денег на улучшение базы.

Улучшение деталей

В течение сезона вам нужно улучшать детали, которые вы создали, чтобы достичь максимальных показателей.

Процент, на который будет улучшена деталь за сутки, состоит из следующих составляющих:

  • Влияние от уровня вашего инженера.
  • Влияние от параметров "Характеристики" и "Надежность" ваших механиков, их можно менять местами, поставьте их на позиции в соответствии с их навыками.
  • Уровень вашего завода (также он добавляет слоты для деталей).
  • Ползунок распределения персонала. Учтите, что даже если вы сдвинете ползунок на максимум, улучшение Эффективности все равно будет составлять около 1% в день от влияния главного инженера. Например, если вы сдвинули ползунок полностью на Надежность, оставьте 1 запчасть для улучшения Эффективности и наоборот.
В начале сезона все ваши запчасти будут в плохом состоянии. Передвиньте ползунок полностью на Надежность и повышайте ее у первого болида примерно до 70% каждую деталь, иначе они могут отказать по ходу заезда. Сначала улучшайте двигатель, коробку и тормоза, тк на них большие нагрузки и их долго чинят на пит-стопе. Не улучшайте Надежность деталей второго болида, так как вы сразу начнете создавать новые детали, которые поставите на первую машину, а вторая получит старые, но уже улучшенные запчасти.

К середине и концу сезона перестройте процесс на улучшение показателей Эффективности, так как достигнутые показатели перейдут в новый сезон, а вот Надежность упадет у всех деталей.

Обратите внимание, что процент улучшения делится поровну на ВСЕ детали, которые вы поставите одновременно. То есть, если у вас сумма улучшения 8%, а деталей на улучшении 4, они получат по 2% в сутки каждая. А если одна деталь, то она получит все 8%, поэтому ставьте меньше деталей одновременно, чтобы увеличить скорость их улучшения.

Развитие базы

Развитие базы важно, но стоит больших денег и занимает много времени. Оптимально строить улучшения в межсезонье на призовые деньги.

В принципе, тут все довольно просто, каждое здание открывает определенные возможности и влияет на развитие вашего персонала.

В начале карьеры как можно скорее улучшите завод и отдел проектирования до 2 уровня, без этого вы не сможете эффективно двигаться дальше.

Затем начинайте строить здания для улучшения деталей до отличного уровня.

Можете построить отдел экскурсий, он дает примерно 60 тыс $ за гонку и окупится примерно за 2 года.

Вертолетная площадка нужна только, если у вашей команды есть возможности привлечь спонсора 5 уровня. Стройте ее при рыночной стоимости команды от 80%.

Отдел прогнозирования погоды и поиска пилотов самые бесполезные здания, стройте их, только если вам некуда вложить деньги.

Спонсоры

Гоночный викенд - это кульминация нашей долгой подготовки и самая веселая часть игры. Здесь команда понимает, на что способны ее пилоты и достижения в разработке лучших деталей. Вперед!

Подготовка


Заезды длятся несколько дней и состоят из тренировки, квалификации (если предусмотрено правилами) и самой гонки.

Перед тем, как нажать кнопку Продолжить и перейти к заезду, нужно сделать пару вещей:

Проверьте вкладку спонсоры , и убедитесь, что у вас заняты ВСЕ спонсорские места перед началом гонки. Помните, пустые рекламные площади не приносят денег.

Выберите спонсора , который заплатит за участие в гонке, из трех возможных. Спонсор ставит условия по месту в заезде (и квалификации), если эти условия не выполнены, вы не получите выплату. Если есть квалификация, то общая выплата делится на 2 части и выплачивается отдельно по итоговым местам, половина за квалификацию, половина за саму гонку. Некоторые спонсоры увеличивают выплаты на домашней трассе в несколько раз. Выбирайте того спонсора, который даст больше всех денег, но с учетом тех мест, которые вы реально можете занять. Лучше получить меньше выплату за 10-е место, чем не получить никакой за 1-е.

Выберите набор резины на выходные , если это предусмотрено правилами. Берите мягкой резины в соотношении 3/4 к жесткой, так как бонусы по скорости у мягкой резины очень большие, и часто выгоднее лишний раз заехать на стоп, чем гонять на жесткой.

Проверьте установленные на болиды запчасти , не забудьте поставить новые, если есть. Выбирайте детали с Надежностью не менее 50%, лучше 70-80%. Бонус, который вы получите от более Эффективной запчасти будет не так важен, если придется ее 20 сек. чинить на пите или она вообще откажет.

Посмотрите на характеристики трассы , там указаны 3 детали, которые окажут наиболее важное влияние на характеристики болида, эти же детали будут изнашиваться быстрее по ходу заезда. Также будет указан прогноз погоды на все этапы заезда, тип используемой резины и ожидаемое влияние трассы на износ резины и расход топлива. Учитывайте эти параметры при подготовке.

Нажмите Продолжить и погнали.

Тренировка

В течение тренировки подбираются оптимальные настройки для обоих болидов, а также вы получаете знания (перки) о трассе и о типах покрышек.
Насколько сильно влияние настроек и перков на показатели в заезде пока не изучено, попробую провести тесты на этот счет. Однако, по субъективным наблюдениям, они оказывают весьма малое влияние по сравнению с уровнем пилота и качеством болида.

Чем выше уровень перка "Обмен информацией" у обоих пилотов, тем быстрее вы получите перки за тренировку, и лучше будут подсказки по настройке параметров.

Вы можете выбрать для прохождения тренировки запасного пилота, тогда он получит немного навыков и, если он пилот-спонсор, выплатит вам 50% от суммы за гонку.
Но, навыки запасного пилота растут очень медленно, чтобы прокачивать его таким образом, а 50% суммы пилота-спонсора обычно меньше его зарплаты за гонку, так что выгоды от резервного пилота нулевые.

Подготовка


Перед началом тренировки, можно произвести предварительную настройку, чтобы не терять время на треке. Настройки зависят только от деталей, установленных на болид, а не от пилотов (немного влияет их вес, добавленный в патче 1.3). Таким образом, оптимальные настройки будут довольно близки у обоих машин.

Оптимальные настройки считаются хорошими при значениях выше 90%. Если вы получили этот показатель или выше, то можно не заморачиваться и оставить так.

Если вы пройдете тренировку на симуляции, то значения настроек будут обычно в районе 70-75%, также износ шин и перки за тренировку могут быть не очень хорошими, зато можно сэкономить лишние 10 минут жизни =)

Настройка болида


Ваш механик подскажет диапазон настройки, обозначенный зеленой областью. Реальные показатели могут быть как в середине области, так и на самом ее краю и даже немного за пределами, но для первоначального ориентира сойдет. Так как настройки не могут сильно выходить за пределы рекомендуемой области, можно начать регулировку с ее края ближнего к центру, и по мере получения обратной связи двигаться дальше.

Не ставьте одинаковые предварительные настройки на обоих машинах. Сделайте их немного разными, тогда, если вы попадете в оптимум на одной, то на второй настройка будет примерно такой же. Так как никакой шкалы у баланса не запилено, то я ориентируюсь на буквы. Например настройка показателя повораЧИвАЕмости примерно на 50% находится под буквами ЧИ, а на 60% под буквами АЕ. Пусть не точно, но немного легче так ориентироваться, чем на глаз.

Первая часть настройки

Прижимная сила регулируется только положением крыльев. Чем она выше, тем лучше будет прохождение поворотов в ущерб максимальной скорости.
Значения угла крыльев обычно находятся в диапазоне 14-18 градусов для переднего крыла. Заднее просто ставьте в положение = переднее + 10 градусов.
Значения 14-15 градусов для почти прямой трассы с пологими поворотами, значения 17-18 для большого количества острых поворотов.

Вторая часть настройки

Поворачиваемость регулируется в основном настройкой Жескости подвески. Если поворотов много и они острые, нужно сделать подвеску мягче, чтобы увеличить поворачиваемость и наоборот.

Баланс скорости регулируется в основном настройкой Передаточных чисел. Если на трассе много поворотов и мало длинных прямых отрезков, то нужны короткие передачи для ускорения, и наоборот.

Третья часть настройки

Развал покрышек слабо меняет баланс скорости и поворачиваемости, используйте в конце тренировки, чтобы немного подправить значения. Я очень редко трогаю эту настройку, ее оптимальный интервал 1,6 - 2,4 градуса (по умолчанию 2).

Давление шин почти не влияет на параметры, я никогда не меняю его. Если настраиваете, то делайте это после развала для супер тонкой настройки.

Тренировка и корректировки настроек


Сразу после загрузки трассы нужно вручную нажать кнопку Отправить у обоих пилотов. Проверьте вкладу "Отработка". Если есть квалификация, то можно выбрать Квалификация или Настройки для гонки. В зависимости от выбора будет накапливаться опыт для соответствующего перка. Количество кругов определяет сколько будет залито топлива.

Включите быструю перемотку и подождите. Учтите, что если пойдет дождь и влажность трассы будет больше 20%, вы не будите улучшать перки покрышек для сухой трассы и наоборот, так что заезжайте на стоп и переобувайтесь.

После прохождения первого круга пилоты начнут давать комментарии относительно настроек, можете ориентироваться на них, чтобы понять, что изменить. Покатайте 2-3 круга и загоняйте пилотов на пит. Если у вас были выбраны настройки Отработки для Квалификации и вы уже взяли 1-й уровень навыка, самое время включить настройки для гонки.

Подождите, пока оба пилота заедут на пит. Рожицы показывают, насколько настройки близки к оптимальным. Есть градации Очень плохо - Плохо - Хорошо - Отлично. Если у одного пилота параметр отлично, значит у второго он будет очень близко.

Поправьте настройки баланса, сначала крылья, затем коробка и подвеска. Белым маркером будет отмечена предыдущая настройка. Если один из параметров был отличным, после регулировки других он может измениться. Верните его обратно, ориентируясь на белый маркер. Выпускайте пилотов еще на пару кругов.

Дальнейшие настройки довольно просты. В правой части экрана вы видите показатели, которые вы получали заезжая на пит, чем выше проценты, тем лучше. Если навести мышь на кнопку Использовать настройку, на панели баланса подсветятся значения, которые были в этой настройке. Если кликнуть на нее, ползунки встанут в прошлое значение.

Общий принцип по изменению настройки по рожицам до отличных показателей. Если представить, что желтая кругляшка, которая находится сверху показателя настройки это единица, то:
Красная рожица (Очень плохо) - надо сдвинуть баланс на 5-6 единиц
Оранжевая рожица (Плохо) - на 4-5 единиц
Желтая рожица (Нормально) - на 2-3 единицы
Зеленая рожица (Отлично) - не более 1 единицы

Каждый раз, когда вы заходите на пит вы тратите около 25 сек на заезд-выезд и до 40 сек на регулировки настроек. Пока вы находитесь на питлейне вы не прокачиваете навыки трассы. Поэтому не старайтесь улучшить все по максимуму, если уже добились показателя в 90+%. Лучше катайте по треку и зарабывыйте перки, возможно, они пригодятся в гонке больше, чем пару лишних процентов настройки.

Будет Уилл – будет и праздник

Пилот Уилл Эванс должен выиграть гонку

Пилот William Evans выступает вторым пилотом за команду Predators в ЕГЛ. Самый простой вариант - нанять его в начале сезона в Garuda на место второго пилота и дать ему лучшие детали.

Примечания:

Использована часть текста песни Хельги Эн-Кенти "Тёмная лошадка".
ЛайтЧамп - эмулирует в моей версии мира Моторспорт Менеджер ИндиЛайтс, молодёжную серию Индикара. Напомню, Индикар эмулирован у меня МотоЧампом. Как и Эдди Карвер в тексте - это вполне реальный Эд Карпентер, выступающий босс собственной команды в Индикаре.

Чувствую необходимость кое-что объяснить.
Во-первых, после патча 1.3 (и ДЛС с созданием команды и GT-сериями) это сохранение начало глючить. Не критично, но не очень приятно.
Во-вторых, я окончательно почувствовал, что мне интересно играть в менеджмент европейских гонок, но не очень интересно об этом менеджменте писать. Смотреть их мне вообще смертельно скучно - сравните Монако и Инди-500 этого года, сами поймёте. А нормальной эмуляции Индикара для ММ пока никто не сделал (известный мод даёт только косметические изменения, почти не учитывая ни правила, ни трассы, ни специфику управления командой).
В-третьих, моя героиня тоже отказалась дальше вариться в "гонках кошельков".
Исходя из всего вышеперечисленного, я решил с сезона-2021 изменить формат. Если сезон-2020 я честно отпишу в формате литстрима, то 2021 будет уже полнокровной АУшкой. Стелла переходит в местный Индикар - а это ОЧЕНЬ другие гонки.
С этим связано и изменение названия. Индикар (или МотоЧамп, как в тексте) - это не Большой Цирк. Это совсем другой зверь, на мой вкус - куда более интересный.

В 2019 году мы начали - как обычно, как всегда - с поломок и лихорадочного «допиливания» машины. Первые три этапа мы залажали очень серьёзно - но это было предсказуемо и я даже не думала о повторении феерического начала прошлого сезона, тем более что Антонов уже откровенно не тянул роль пилота.
Это покажется странным, но в технических проблемах была очень положительная сторона. Дело в том, что Лаура всегда пилотировала очень... агрессивно, пожалуй. Этот «дикий» стиль езды зрелищен и хорош для обгонов, но создаёт серьёзнейшие проблемы тогда, когда надо доехать до финиша «хотя бы в очках». Я сама была такой и видела, что у Лауры те же проблемы - а в сезоне-2019 она начала действовать куда аккуратнее.
На самом деле между «диким» и «осторожным» стилями гонки не так много различий, как кажется - и чем лучше пилот умеет находить баланс между ними, тем больше у него или неё шансов на победу. И филигранный расчёт траектории, и жёсткая атака на грани вылета - часть работы, которую когда-то делала и я. Но на практике большинство склоняются к одному из этих стилей - и только те, кто находит баланс, становятся великими.
В начале сезона-2019 Лаура как раз искала эту грань - и я радовалась этому. Я понимала, что теперь она пойдёт вверх.

В Америке стационарные трассы, привычные для европейских гонок, называют «дорожными». Как раз «дорожная» конфигурация Финикса шла четвёртым этапом в календаре.
После первого пит-стопа Лаура вышла в лидеры. И не уступала эту позицию. Мы доказали, что результаты прошлого года были не совсем случайны.
Однако Сергей явно сдал. Он уже не мог атаковать или хотя бы держаться. Поэтому я перевела его до конца сезона в резерв, а на первое место в команде поставила Симону Санторе, нашего тест-пилота. Принципиальной разницы по результатам не было - но Симона хотя бы немного прогрессировала, а Сергей уже явно «докатывал» сезон.

Несколько финишей в очках, два подиума - к «кольцевому» Финиксу мы висели на пятом месте в Кубке и собирались бороться дальше. Ни вылет Симоны в Рио, ни технические трудности (к счастью, не приведшие к сходу с дистанции) у Лауры в нескольких гонках, ни «стабильно посредственное» пилотирование Симоны - которая была великолепна как тест-пилот, но просто не любила гонять в боевых условиях - ничто не помешало нам уцепиться зубами за это место.
Однако на легендарном «мильном овале» Финикса ничего хорошего у нас не получилось - и не могло получиться. Не потому, что Лаура или Симона не боролись - просто такова специфика треков.
Вообще Федерация приняла очень странное решение, включив классический трек в календарь. Дело в том, что в МотоЧампе шасси у всех одинаковое - разрешены только разные двигатели (от двух-трёх фирм) и некоторые доработки обвесов. Поэтому МотоЧамп и подразумевает дико напряжённую борьбу - там все в равных условиях.
В сериях «европейской школы», как традиционно называются и ЕГС, и АТК, и так называемый «чемпионат мира по автоспорту», команды разрабатывают шасси и детали сами (в разных сериях разный регламент, но это не спасает). И на треке получается, что слишком на многое влияет количество потраченных на машину денег.
Оно и на городских и стационарных (дорожных, как у нас в Америке говорят) трассах слишком сильно влияет - но на треке приобретает решающее значение. Хотя Эни МакЛауд в Финиксе-2019 умудрилась наглядно продемонстрировать, что даже топовая машина с пилотом, не понимающим специфику трека, не спасает - она финишировала только девятой, за задним спойлером Симоны Санторе - всё равно об очках для нас речи и не шло.
Именно после этой гонки Лаура подошла ко мне в аэропорту и спросила, не буду ли я против, если в 2021 она уйдёт в МотоЧамп.
Я была несколько выбита из колеи там - хотя бы тем, что прекрасно знала - будь у Лауры такая же машина, как и у Шаха или Батисты, мы бы выиграли этот этап...
В общем, я сказала, что против не буду - при условии, что пойду гоночным стратегом Лауры. И что постараюсь перетащить Нелли Паркер, у которой тоже кончался в 2021 контракт.

Осознав, что именно я ляпнула, я на пару дней выпала из активной жизни - насколько это может себе позволить менеджер команды АТК, конечно.
Дело в том, что в МотоЧамп (пишу это для моих европейских читателей, не знакомых со спецификой американских гонок) нет понятия «менеджер команды» Команду возглавляет босс - обычно бывший гонщик (иногда и настоящий, как Эдди Карвер в те годы). Зато у каждого пилота есть гоночный стратег - человек, который помогает советами по тактике, определяет в пределах разумного стратегию пит-стопов... и всё прочее, что можно и осмысленно определять с командного мостика.
Собственно, я примерно этим и занималась для своих пилотов во время гонок в ЕГС и АТК - но при этом на мне висело слишком много всего. У стратега в МотоЧамп же работа с гонщиком гораздо плотнее.
Я боялась как того, что не потяну, так и слишком личного, слишком близкого контакта с Лаурой. Боялась - и желала.
Но о личном я думала меньше. Я боялась, что не смогу стать хорошим стратегом - но и желала перейти туда. В чемпионат, в котором, несмотря на высокие призовые и зарплаты, пилоты гоняют ради самих гонок. В очередной раз подняли голову змеи старых сомнений - и я была совсем не уверена в том, что в шестнадцать лет поступила правильно, приняв предложение от Лучников. Возможно, следовало пойти в ЛайтЧамп...

Однако это всё было дальней перспективой. Предстояло завершить сезон.
Лаура, словно подстёгнутая перспективой перехода, вырвала пятое место и лучшее время круга в Бельгии (только не спрашивайте меня, какое отношение имеет Бельгия к Тихому океану и Азии - я не знаю, просто не знаю! Но ВФА включила эту трассу в АТК) и шестые места в Ванкувере и Китае. Сезон Вексала завершила на 5 месте. Ровно на том, на которое мы и нацеливались.
Антонов принял решение закончить выступления - он утратил мотивацию. Да и для гонок европейской школы он был слишком стар (35 лет - в МотоЧамп это средний возраст, а в европейских гонках уже старость). На место Сергея я подписала Алексию Пермет, а Симона с радостью вернулась в статус тест-пилота.
Нелли Паркер сама пришла ко мне, сказав, что устала от пафоса европейской серии - и хотела бы прекратить работу после истечения контракта. Я рассказала Нелли о нашем предварительном договоре с Лаурой - и была даже несколько удивлена тем, как Паркер за идею ухватилась.
Всё было готово для разговора с Клаудией. Тяжёлого, сложного - но необходимого.

Я пришла к Куяре по вполне обычному поводу - определиться с задачами на будущий сезон. Однако помимо всё того же пятого места (на большее нацеливаться было бы откровенной авантюрой - наша материальная база не позволяла выходить в высшую лигу) я огорошила Клаудию известием о том, что с конца сезона-2020 ей придётся работать с новым менеджером, новым пилотом и новым старшим механиком.
Забегая вперёд, отмечу, что многие восприняли такой коллективный переход как предательство. Но не Клаудия - она оказалась неожиданно чуткой. Когда я объяснила, почему эта идея пришла нам именно после трековой гонки Финикса, она предложила неожиданный ход - в сезоне-2021 обеспечить спонсорскую поддержку Лауры и её бригады в первом сезоне в МотоЧамп. Фактически речь шла о выступлении «под двойным флагом» – в МотоЧамп такое обычно практикуется, если команды не могут выставить столько машин, сколько желают. Тогда одна из машин получается «общей» и идёт в протоколе под сдвоенным названием. В нашем случае Вексала должна была выступить в роли команды-дебютанта.
Это было прекрасной идеей - прежде всего потому, что расставание с Вексалой было бы тяжёлым для всех нас. Но ещё это снимало часть проблем с поиском спонсоров - что тоже было немаловажно.
Однако до этого момента оставался ещё целый год - год в АТК. Наш с Лаурой последний год в «европейских» сериях. Год упорной борьбы. Год, который изменил многое.
Однако обо всём по порядку.

Из гоночной прессы 2019 года:
«Вестник Моторспорта», 06/2019.
«Тёмные лошадки выходят вперёд»
После неудачных первых этапов сезона финская команда «Вексала Моторспорт» провела фантастически сильную гонку. Хотя мисс Стар, менеджера команды, много критиковали за замену Мерьи Ваанамен Лаурой Ингелев, именно мисс Ингелев на Гран-При Северной Америки вырвала в упорной борьбе с пилотами «МакНейл Рейсинг» победу, доказав тем самым, что у Стеллы Стар имеется нюх на таланты.
– Лаура - очень сильная гонщица, – сказала после гонки в кратком интервью Стелла Стар. – Она уже умеет сочетать филигранное прохождение поворотов и удержание траектории с фантастически агрессивной манерой обгонов. Именно из пилотов, умеющих сочетать несочетаемое, вырастают великие гонщики - и у Лауры есть все шансы на это.
Радость победы менеджеру «Вексалы» не смогло подпортить даже девятое место Сергея Антонова, явно потерявшего форму в нынешнем сезоне.

Комментарий Стеллы Стар:
Я до сих пор не имею ни малейшего понятия, что сделали с «Вестником Моторспорта» в 2019 году. Денег я им не отправляла точно, а уж какие методы убеждения к ним применяли после 2017 фанаты - я не знаю и как-то даже не слишком интересуюсь. Вполне возможно, что мне этого и не стоит знать...
В любом случае это был один из немногих моих комментариев времён менеджмента в «Вексале», когда я могла быть почти полностью правдивой. «Почти» – потому что было бы неразумно говорить о технической стороне работы. Келли делал то, что мог - но у нас банально не хватало денег на шасси высшего уровня.
Такова реальность Большого Цирка - европейских гонок с открытыми колёсами. Три четверти того, что можно сделать, упирается в деньги.
Возможно, мне стоило попасть на место менеджера одной из команд, чтобы понять изнанку Цирка. Когда я гонялась, я со всей наивностью молодости верила в то, что моего таланта и моей воли к победе хватит, чтобы скомпенсировать недостатки машины... не первого эшелона. И это действительно было так - на некоторых гонках, когда особенно везло.
В Лауре было то же самое - только злее и жёстче, чем у меня. Она не имела иллюзий - она просто отказывалась признать реальность борьбы, которую определяют в первую очередь деньги команды. Именно поэтому Лаура Ингелев даже в АТК выглядела намного лучше других - и именно это позже сделало её той «Бешеной боеголовкой», которой она стала. Но об этом ещё будет время и место рассказать...

«Выходные с моторами», 6 канал. 19.08.2019.
Ведущая Элизабет Дейли.
...Переходим к обзору прошедшей на прошлой неделе гонки Азиатско-Тихоокеанского Кубка, единственному в календаре серии этапу на классическом американском овальном треке.
Надо отметить, что мои коллеги из американских изданий очень скептически относятся к идее выставить на трековую гонку машины с разным шасси, называя Гран-При Финикса «гонкой толщины кошельков». Во многом они правы - действительно в чемпионатах мировой серии бюджет команды определяет многое. Но во многом и ошибаются, и оба утверждения мы сейчас проиллюстрируем с помощью пилотов одной и той же команды...
На экране панораму студии сменяет запись гонки.
Обе пилотессы Вексалы Моторспорт идут рядом, сразу за пределами очковой зоны. Лаура Ингелев не может поддержать темп Шаха, который идёт на шестом месте - она теряет где-то по двенадцать-тринадцать сотых секунды на круге, хотя пилотаж Лауры мой американский коллега, обозреватель МотоЧампа Джек Эрлингтон, назвал «идеальным». Что косвенно подтверждается тем, насколько отстаёт от Лауры заменившая в середине года Сергея Антонова Симона Санторе - по три десятых секунды на круге мисс Ингелев везёт своей напарнице!
И обратите внимание на бело-синюю формулу позади Симоны - это Эми МакЛауд из МакНейл Рейсинг! Эми в большинстве гонок легко обходит Симону, но на треке шотландская пилотесса просто беспомощна, все попытки атаки легко перекрываются! Даже куда более мощная машина не помогает МакЛауд пройти Санторе. Эрлингтон, комментируя этот момент, был настолько язвителен, что я просто не решаюсь его процитировать в эфире...

Motorsport Manager приятно удивляет глубиной и детальностью. Здесь есть все, что нужно. И решения за доли секунды на трассе, и подготовка к заезду, тюнинг, менеджмент, строительство и многое-многое другое. Все будет влиять на результат и покажет, кто достоин яркой победы с шампанским на пьедестале, а кому выпадет испытать горечь поражения.

Лучший босс на свете

Если в реальном мире путь менеджера автоклуба тернист и сложен, то в мире виртуальном дела обстоят куда проще. Motorsport Manager позволит исполнить детские мечты, связанные с автоспортом. Перед началом игры нам предлагают пройти обучение, правда, здесь оно не самое лучшее. Моя дебютная гонка проходила в Сочи, и, когда в первый раз в кадре появился наставник, он больше смахивал на типичного таксиста-южанина. Правда, засыпал не «свежими анекдотами», а различного рода информацией, которая чаще оказывалась очевидной, чем полезной.

После выбора валюты и формата времени перед нами ставят задачу создать аватар. Выбираем пол, внешность, национальность и биографию. Биография дает некоторые начальные бонусы. Если вы, к примеру, в прошлом были профессиональным гонщиком, то получите прирост к настроению пилотов. У бывшего финансиста меньше проблем с деньгами и есть скидки. А для самых серьезно настроенных предусмотрен режим без бонусов, где в битву за место на пьедестале вступаете лишь вы и ваши знания автоспорта.

Местный редактор позволяет создать настоящего Ленина, будьте осторожны.

Далее нам дают возможность выбрать одну из трех гоночных серий: Мировой чемпионат, Тихоокеанский кубок или Европейская лига. Разница достаточно ощутимая. Разные правила, выплаты, возможности, да и вообще уровни чемпионата. Затем определяемся с командой, которую будем курировать. Различаются они по многим параметрам: состояние болидов, штаб-квартира, персонал и прочее. Здесь все логично: чем сильнее команда под вашей опекой, тем больше от вас ожидают спонсоры, фанаты и председатель. Последнего явно не стоит огорчать. Он может всех отослать по домам.

Чем больше сила, тем выше ответственность. Подходить к выбору команды следует тщательно.

Делу время, потехе час

Игра сразу же бросает в гущу событий. Постигать все науки придется самостоятельно и очень быстро. Интерфейс во многом дружелюбный, поэтому заблудиться сложно. Благо вести всех к победе мы будем не в одиночку. В команде достаточно ИИ-персонала, который будет помогать.

А помогать есть с чем. На плечи менеджера ложится много обязанностей вне трассы. Задач много, как и возможностей, и нужно все правильно рассчитать, чтобы не уйти в минус. Работая с персоналом, мы можем либо тратиться на развитие подопечных, либо привлечь за большой гонорар профессионала. Это касается и конструкторов, и механиков, и пилотов.

При этом еще предстоит улучшать штаб-квартиру, достраивая новые здания, слишком сильно бьющие по карману, и открывая улучшения для деталей болида. Если построить отдел телеметрии, можно, например, улучшить такой узел, как коробка передач, а на тестовой трассе пилоты смогут отточить плавность поворотов и все настройки двигателей.

При создании деталей можно немного сжульничать, добавив больше свойств и улучшений. Правда, есть риск, что комиссия это заметит.

Еще придется определять детали для проектировки и указывать, на какой болид их ставить. Налепить все улучшения на один не выйдет, пилоты начнут роптать и обиженно интересоваться, почему машина товарища по команде лучше.

У пилотов, кстати, есть характер, меняющийся по ходу игры. Например, подопечный «шумахер» может быть азартным, что даст бонус к обгону, или умным, и это поможет ему быстрее изучить трассу... или заполучить вредную привычку, снизив концентрацию. Также порой приходится участвовать в интервью, выбирая ответы, влияющие на отношение пилотов к боссу-менеджеру (то есть к вам). А еще — занимать активную позицию в голосовании на изменение правил чемпионата, вроде увеличения скорости на пит-стопах... или увеличения премиальных.

Вундеркинды автоспорта

Словно всамделишный менеджер гоночной команды, мы постоянно сверяемся с календарными событиями текущего турнира и отправляемся в страну, где будет проходить гонка. Представленных в игре трасс немало, и все они, конечно же, выглядят в точности как и в жизни. География обширная: США, Китай, Португалия, Италия и много других стран, в числе которых есть и Россия с Сочинской трассой.

В зависимости от выбранного чемпионата заезд состоит из двух или трех частей. На первом этапе нам дают время на обкатку болида. Выслушивая мнение пилотов, поправляем настройки - например, длину передачи или прижимную силу, - а также знакомимся с трассой. Следующий этап - квалификационный, там завоевываем себе место на старте в гонке. И третий этап, соответственно, - сам заезд, где и выяснится, кто тренировался, а кто прохлаждался.

На каждом заезде у нас два пилота. Если вы не будете играть в команде, о высоких позициях в турнирной таблице можно забыть. Взаимодействие между партнерами строится как и в реальных гонках. Мы можем приказать одному из пилотов команды позволить лидеру обогнать себя или, например, задержать соперников, чтобы лидер команды, отстающий от них, смог ликвидировать отставание и включиться в борьбу.

Никаких «я» в пилотной коллаборации. Командные действия так же важны, как и хороший болид.

Перед заездом предстоит выбрать тип вождения. Можно либо агрессивно жечь покрышки, либо форсировать двигатель, но тогда топливо начнет таять на глазах. На прохождение трассы влияет и выбор резины. Придется просчитывать свои действия и действия других пилотов. Более жесткая резина прочнее, и она медленнее изнашивается. Но с мягкой скорость будет выше.

Естественно, можно «переобуваться» на пит-стопах, а в некоторых чемпионатах обкатка разных по степени жесткости комплектов и вовсе обязательное условие. Помимо этого, обязательно дозаправлять и ремонтировать выработавшие ресурс детали. Вдобавок во время гонки может внезапно измениться погода (динамически, да-да), поэтому обязательно следите за прогнозом. Если надвигается дождь, лучше сменить покрышки на «промежуточные» или «дождевые».

В итоге чем больше задач вы ставите команде механиков на пит-стопе, тем больше времени потребуется на их выполнение. Посему такой ремонт может сыграть не в вашу пользу - во всем нужно искать компромисс.

Если отнестись к настройке спустя рукава, то в процессе гонки случится поломка или не будет возможности выжать из болида максимум.

* * *

Научиться недурно управляться с гонками, будь то аркадные игры или хардкорные симуляторы, может каждый. Тогда как гоночные менеджеры всегда были жанром нишевым, для самых преданных фанатов автоспорта. Таковым жанр и остался, но порог вхождения у Motorsport Manager в этот раз не требует замены крови на тосол в ваших венах. Разобраться по силам каждому, а дальше - чистое удовольствие.

Если в чем то не прав - поправьте меня.
Итак, отыграв несколько десятков сезонов, приведя Predator к победе в F1, заметил много того, что многие еще не заметили, изучил то, до чего у многих не доросли еще руки.
Обо всем по порядку.
Команды. Играть за топовую команду из любых чемпионатов не интересно. Играйте за Хищников! Только хардкор! После первого сезона оказаться на 5-7 позиции вполне реально, главное подобрать хороших, недорогих гонщиков, механиков. В первом сезоне я не строил ни каких зданий, кроме отдела поиска пилотов. Думаю, что и без него обойтись можно было. Пилотов подбирайте с расчетом на рост, чем больше потенциальных звезд, тем лучше. Вообще это отдельная тема, не понятно от чего он зависит. При не построенных зданиях мой механик умудрился с 2 звезд дорасти до 5 за 2 сезона! Еженедельный рост составлял 33%, причем я ради интереса сменил пилота, бешенный рост прекратился, сменил обратно вновь вернулся. Это точно не из-за отношений, кто знает отпишитесь. Моя любимая гонщица Ольга Макарова, которая открывается после 2 или третьего грейда Отдела Поиска Пилотов в топовой команде росла на 6-7% в неделю, в Азиатской лиге, играя за Предаторов она росла 1-2%. Ради интереса трейнером прокачал штаб - 2-3%. Добиться 7% рост ее мне не удалось вообще. Но и без того она выросла в хорошего пилота. Возможно в разный период возраста разный рост индивидуально у каждого пилота.
Далее спонсоры. Насмотревшись разных видео заметил что многие делают одну и ту же ошибку. Как появляются спонсоры, сразу с ними подписывают контракт. Не торопитесь. Пролистайте пару тройку дней, появится больше предложений, и возможно будут даже лучше первоначальных.
Цели. Выбирайте адекватные цели, не думайте, что в первом сезоне сможете отхватить большой кусок от пирога. Занять 7 строчку Хищниками не имея опыта довольно тяжело. Реально 8-9 место. Так же и в целях на отдельный заезд от спонсора. Выше нужно очень сильно постараться.
Тренировка. Многие ее пропускают, и совершенно напрасно! Играя за слабую команду нужно пользоваться любыми преимуществами, а грамотная настройка болида это огромный плюс. У каждого свои тактики настройки, я к примеру выпускаю сразу обоих пилотов с примерными настройками, сразу загоняю в пит-стоп, далее меняю ненамного, опять загоняю в пит-стоп. смотрю как изменилось настройка, где в лучшую, где в худшую. Подгоняю оптимально. С опытом за 2-3 заезда сможете настраивать болид на 95-98%, что и является нашей целью.
Квалификация. На Европейском первенстве нам не грозит, глупое правило. Но по началу оно нам дает хорошее преимущество! Стартуя с 1-8 мест мы автоматически имеем возможность заработать неплохие очки в конце гонки правильно подобрав тактику. В чемпионатах выше вы уже обязаны проходить квалификацию, и тут целое искусство. Когда выехать, на какой резине, в какой момент, прогрев ее и тормозной системы. Все приходит с опытом.
Тактика. Вот тут начинается самое интересное. Всех ньюансов не перечислишь, начну с главных. Если вы выбрали меньшее количество кругов, то выбор резины вообще становится ненужным, как собственно говоря и тактика в целом. Берите самую скоростную, тактика одного пит-стопа при износе покрышек 35-25%. По настоящему ваша роль раскроется на среднем и большом заезде. Я играю на среднем. И тут целое раздолье. Стартовать естественно надо со скоростных, гонщики с других команд заезжают на первый пит-стоп при износе покрышек 45-35%, вам же надо дотянуть до 35-25%, дальше износ становится критическим и будете терять драгоценные секунды. Не запускайте на пит-стоп одновременно двоих своих пилотов, если только разрыв между ними не менее 25 секунд. Один из них будет ждать в очереди, и вероятность ошибки огромна! Не ставьте без необходимости быстрый режим пит-стопа, смотрите на прогнозы погоды, причем регулярно. Вовремя произведенная смена на промежуточные и дождевые помогут вам отыграть 5-6 позиций! Смотрите на то, сколько можно заправить топлива, если максимум на 8-10 кругов нет смысла ставить хардсофт. Всегда держите резину прогретой, это ваши секунды преимущества. Не забывайте про топливо, в идеале вы должны заскочить на пит-стоп с топливом 0,2-1. Отдельно стоит упомянуть про пейс-кар. Если на трассу выезжает машина безопасности смотрите в оба где она! Если за линией пит-стопа смело заезжайте, меняйте резину заправляйтесь, потеряете пару позиций потом отыграете. Если же вы ее догнали до линии пит-стопа, здесь нужно смотреть на отставание, велик шанс оказаться позади пелотона.
Помните, что у гонщиков с низкими показателями плавность и торможение резина изнашивается быстрее. Применяйте режимы двигателя с умом, обгон только при обгоне, ремонт двигателя удовольствие продолжительное. Не пренебрегайте ремонтом! Лучше доехать последним, чем сойти с дистанции. Если в чемпионате очки дают за первые 5-10 позиций, проще играть в один болид с хорошим пилотом, а на втором сэкономить, или нанять пилота спонсора. У каждой трассы есть свои приоритеты в деталях болида, настраивайте в первую очередь их. Почти во всех это двигатель, подвеска и коробка передач. Смотрите на прогнозы погоды. Не увольняйте без необходимости сотрудников. Не спешите переходить в чемпионат выше уровнем, закрепитесь на первых позициях в текущем. При создании апгрейдов болиду стремитесь к производительности, жертвуя надежностью, ее доведут до ума механики. Держите прогрев резины на 4/5 шкалы, это и оптимальный износ и скорость. Не думайте, что если пошел дождь, у вас большое преимущество, а до финиша 3-4 круга вы дотянете - соперник заменит резину и быстро вас догонит. Смотрите за состоянием трассы. При голосовании голосуйте против больших команд, у них итак преимущество. Если механик и пилот одной национальности их отношения растут быстрее и профессиональный рост немного выше.
Хорошие пилоты для Европейской гоночной лиги - Рина Петри (Италия), Валбурга Кумар (Словения) она же отличный пилот спонсор. Алиса Вуд (Великобритания) - тоже спонсор, Френки Кинней (Новая Зеландия)
Для Азиатско-тихоокеанского кубка - Энрика Лара, Лоренцио Фара, Андреа Габлер (часто инвестирует деньги в команду), Ольга Макарова, Та же Рина Петри.
Для Чемпионата мира - Чаки Хашимото - одна из лучших доступных гонщиц, Миа Холгерсен, Элиина Сойнинен.
Механики - Алекс Барбоса, подписывать не думая! Аликс Грей (через 5 сезонов фантастический рост)
Многие пилоты открываются после постройки отдела поиска пилотов.